Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Остроумие по Фрейду

Статьи по психологии Современная психология Психоанализ Остроумие по Фрейду

Остроумие по Фрейду

Фрейд подчеркивает неразрывную связь остроумия с комизмом, которой придерживались первоисточники, исследовавшие проблематику остроумия. Так по Фишеру (философ), комическое должно быть срыто, но в тоже время максимально очевидно, но кроме того должно обладать силой «суждения» способного произвести эффект «остроты». Из чего следует и упрощенная трактовка остроумия, как «игривого суждения». Фрейд приводит к рассмотрению трактовку поэта Жан Поля «свобода дает остроумие, а остроумие дает свободу. Остроумие является одной только игрой идеями», демонстрируя сходство мысли, а соответственно подтверждая правильность выбранного направления трактования.

Кроме остроты, остроумие является умением находить объединяющие факторы для совершенно разных вещей. По существу, Фрейд показывает сущность остроумия в агглютинации, творческом процессе создания из известных остроумному человеку вещей, не обладающих ни какими сходными чертами, новой формы объединяющей их. Результат остроумия заключен в моменте осознания смысла в совершенной бессмыслице.

Третья составляющая часть остроумия – краткость, и это вовсе не означает, что остроумная мысль должна быть только короткой, но максимально сжатой быть обязана. В противном случае ее эффект будет ниже или вовсе отсутствовать. «Краткость – душа и тело остроумия, и даже оно само», именно так Жан Поль описал эту составляющую часть остроты.

Фрейд проводит аналогию остроумия со сновидениями в плане тучности, смешивания. В сновидении к очевидному осознанному прибавляется не очевидное бессознательная, что аналогично любой остроумной мысли, в которой завуалированы осознанная очевидная часть и бессознательная, волнующая остроумного человека. Именно область единения сознательной и бессознательной части Фрейд считал ядром остроумия. Когда человек говорит остроумную фразу, происходит механизм сублимации, в виде очищения от гнетущего значения бессознательной составляющей в позитивном, скрытом виде. Фрейд видит цель остроумия в получении удовольствия от интеллектуальных процессов.

Подразделение острот

По технике: словесные (игра слов) и смысловые (игра подтекста). По цели: безобидная (абстрактная) и тенденциозная (имеет определенную направленность). Тенденциозные в свою очередь подразделяются на враждебные и скабрезные (обнажающие). Последние в большинстве случаев сексуального характера, с явным проявлением либидо и направлены на достижение возбуждения у слушателя. Собственно достижение возбуждения (или положительной реакции в ином варианте остроты) и вызывает удовольствие у остроумного человека.

Фрейд в своем исследовании остроумия подчеркивает не возможность полной классификации острот в виду неограниченного творческого потенциала человека.

Источник: "Я и Оно" З. Фрейд.

Прокомментировать
Открыть комментарии?