Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Эксперимент «Дешевый труд нравится больше»

Суть эксперимента «Дешевый труд нравится больше», проведенного американским психологом Леоном Фестингером в 1959 году, заключалась в следующем: несколько человек на протяжении двух часов совершали абсолютно бессмысленную работу, раскладывая на подносе катушки, после чего высыпая их в коробку. В это время за дверью ждали другие испытуемые. Тех, чье занятие подходило к концу, Фестнингер просил рассказать остальным о том, что работа, которой они занимались, была полезной и увлекательной. За этот обман предлагалось плата, от одного до двадцати долларов.

По прошествии двух недель был проведен опрос, целью которого было узнать, насколько понравилась испытуемым выполнение бесполезной работы. В результате опроса выяснилось, что те, кто получил один доллар ответили, что раскладывание катушек очень полезный процесс, помогающий сосредоточится, развить моторику, и что вообще этим заниматься очень интересно. Фестингер объяснил это тем, что людям необходимо оправдание своих действий, и за плату в двадцать долларов можно и соврать, а за один – унизительно, и приходится убеждаться себя в том, что это был не совсем обман.

Леон Фестингер прославился своей теорией когнитивного диссонанса, объясняющей рассматриваемый эксперимент: у человека возникает несколько противоречий, таких как «эта работа мне не нравится, но я сказал наоборот» и «я получил слишком мало за свой обман». Замена, к примеру, «скучная работа» на «эта работа была интересной» приводит сознание человека в гармонию. С этим феноменом можно встретиться очень часто в повседневной жизни.

Прокомментировать
Открыть комментарии?