Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Амаэ: система всеобщей зависимости

Амаэ система всеобщей зависимости

Хотя теория Амаэ основана на тысячелетних традициях японского общества, в качестве научной концепции она предложена совсем недавно – в 1971 году. Разработал её психиатр Такэо Дои, который считал, что понимание этой системы поможет представителям других наций понимать японцев и ладить с ними.

Амаэ – теория, в основе которой лежит «зависимость от благожелательности других» — так приблизительно переводится это слово. Точного перевода, как и многие японские термины вообще, это понятие не имеет.

Этот принцип проявляет себя по-разному. В японском обществе младшие полагаются на мнение старших, дети всецело зависят от родителей, подчинённые – от начальников. В прошлом были характерны своеобразные взаимоотношения общества и императора: с одной стороны, правитель считался абсолютным властелином для своих подданных, ответственным за их деяния; с другой стороны – император находился в почти детской зависимости от своего окружения и мало что был способен делать самостоятельно.

Деловые, дружеские, приятельские взаимоотношения, основанные на Амаэ, существенно отличаются от таковых в европейской культуре. Если японец хочет завести отношения с другим человеком, то он должен преподнести ему небольшой подарок. Собеседник должен его принять, после чего он оказывается в положении должника. После акта дарения отношения можно считать начавшимися. Даже если подарок или сам человек собеседнику не нравится, он никогда не скажет этого в лицо, боясь прервать отношения. Совсем иначе это происходит в западном обществе, где и подарок – вещь необязательная, и отношения людей друг с другом основаны на личном восприятии собеседника: если одному что-то не нравится, он не пойдёт на контакт.

Амаэ предписывает более сильной стороне заботиться о более слабой и поддерживать её; в то же время слабая сторона рассчитывает на эту поддержку и на снисхождение со стороны сильной. Это можно сравнить с отношениями родителей и детей в гармоничной семье. К слову, семейные традиции японцев также не похожи на европейские: японцы действительно склонны прощать шалости своим детям, в то время как в Европе и Америке воспитание носит более строгий характер.

Впрочем, кажущаяся оригинальность японской культуры в действительности является вариантом культуры общевосточной. Похожие атрибуты (дарение подарков, почтительное отношение к старшим, снисхождение к младшим и слабым) характерны и для арабского общества, и для персидского, и для турецкого.

Поделиться
Прокомментировать
Открыть комментарии?