«Черно-белый» Фрейд и «желтый» Селигман
История психотерапии в красках.
«Искусство — это высшая психология, а высшая психология — это искусство». Иван Котва, психолог
Сейчас я представлю свое образное восприятие практической психологии со времен Фрейда. Мастера психологии, о которых я буду говорить, уважаемы мною и я не умаляю их заслуг, когда пишу о них, я хочу расширить понимание.
Итак, для меня Зигмунд Фрейд и его психоанализ являются как бы наброском к практической психологии, можно сказать, графикой, изображающей человека и его внутреннюю жизнь в черно-белых тонах. В этом есть что-то неотвратимое. Фрейд говорил: «Анатомия — это судьба!» Да может это и так для конца 19-го, начала 20-го веков. Конечно, к картине практической психологии присоединились другие знаменитые психологи и внесли свои краски в понимание человеческой натуры.
Карл Юнг, мне кажется, добавил в психологию фиолетовый цвет. Картина избавилась от максимализма: от черных и белых красок. Интерпретация мифологии Юнгом и его объяснение явлений через коллективное бессознательно расширили понимание человеческой психики, но тона еще остались мрачными.
Вот появляется Альфред Адлер. Его комплекс неполноценности, по моей фантазии, сделал картину чуть красочнее, особенно, когда он в своем учении говорил, про человека, как творца своего будущего, хотя влияние психоанализа еще ощутимо и его вклад я представил в виде красного цвета. В норме он счастливый.
Фриц Перлз, который является создателем гештальт-терапии, не имеющей к гештальт-психологии прямого отношения. Сам Фриц не прочел ни одной книги гештальт-психологов, но его жена Лаура была знатоком этого направления научной психологии и внесла свой вклад в теорию гештальт-терапии. Цвет гештальт-терапии — синий. Перлз добавил свободы человеку, но все равно осталась какая-то обреченность человека перед самим собой.
Виктор Франкл — создатель логотерапии — нового направления в психотерапии, в основе которого лежит логос как смысл существования. Логотерапия — голубой цвет, синий превратился в более легкий. Франкл сказал, что человек имеет право выбора, и очень зависит от смысла своей жизни. Я очень уважаю это направление, но встречал много людей, которые счастливы и без своего поиска смысла.
Карл Роджерс и его клиент-центрированная психотерапия добавил в практическую психологию зеленого цвета. Роджерс говорил о том, что человек становясь самим собой, принимая себя, живет более полной жизнью и меньше переживает по поводу внутриличностных проблем. Наоборот, внутриличностные проблемы являются показателем не полного принятия себя. Его подход был достаточно прогрессивным, но предполагал меньше ответственности самому психологу-консультанту.
Абрахам Маслоу и его идея самоактуализация пошли дальше и его цвет оранжевый. Больше яркости и больше оптимизма в работах Маслоу. Много веры в человека, много критики в адрес предыдущих практических психологов, сконцентрировавшихся на человеке с точки зрения его проблем. Маслоу говорил, что изучать психику только на примере патологии, мягко говоря, не совсем корректно с точки зрения науки. Маслоу сам стал проводить исследования на примере жизни людей, добившихся заметных успехов в жизни.
Картина внутренней и значит внешней жизни заиграла яркими красками, но не хватало желтой краски. Этот цвет привнес Мартин Селигман, признанный авторитет в области психологии. Селигман — президент Американской психологической ассоциации в 1998 году. Он основал новое направление — позитивную психологию как академическую область, он пришёл к открытию «феномена сознательного оптимизма», — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение.
Вот и весь спектр основных цветов нашей жизни. Парадоксальная фраза как и сама жизнь. Применение всех цветов дает парадокс: любой цвет при максимальном снижении яркости становится черным и любой цвет при максимальном увеличении светлоты становится белым. И в наших силах сделать нашу цветной или серой, как это сделать вы узнаете в Балтийском институте психологии. Приходите и выбирайте сами!
За последние сто и чуть более лет психотерапия из графики превратилась в красочную картину. Во истину: «Искусство — это высшая психология, а высшая психология — это искусство».
Глоссарий
Школа — (от греч. schole — «досуг, занятие в свободные часы, чтение, беседа») — 1. Понятие истории искусства, которое определяется общностью и преемственностью основных принципов формообразования. Преемственность традиций, принципов и методов. Понятие школы в искусстве не является чем-то единым. 2. Учебное заведение для получения среднего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения.
Психология — 1. Академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
2. Система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
3. Область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Практическая психология — часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей. Сюда относятся часть теории и практика психотерапии, психометрии и ряда других отраслей психологии.
Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.
Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений[1], основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной
Индивидуальная психология — (от лат. individuum — неделимый) — направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века. Это направление Адлер создал на основе психоанализа З.Фрейда, отрицая некоторые идеи «родительской» школы.
Гештальт-психология -направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.
Гештальт-терапия — метод, созданный под влиянием идей психоанализа, гештальт-психологии, экзистенциализма, и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала.
Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.
Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоральной психотерапии. Он разрабатывался автором на протяжении нескольких лет, постоянно развиваясь и пополняясь новыми практическими методами. Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес ее автора к методам, которые способны изменить поведение. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Позже Карл Роджерс акцентировал свое внимание на тех методах, которые позволяют терапевту лучше разобраться с тем, что происходит с пациентом в процессе лечения. Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею — понять самовосприятие клиента.
Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Позитивная психология — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. В отличие от ориентации классической психологии на проблемы и патологии, основными темами исследований отрасли является счастье, оптимизм, поток, доверие, прощение и солидарность. Эта область исследований пытается раскрыть природные способности человека и сделать опыт жизни более удовлетворительным.
Основателем позитивной психологии как академической области является Мартин Селигман[1], который, при избрании президентом Американской психологической ассоциации в 1998 году, свою речь посвятил именно этому новому направлению психологии. Идейным предшественником направления был Абрахам Маслоу, впервые использовавший термин «позитивная психология» в своей книге «Мотивация и личность» (1954)[2]. Маслоу и другие представители гуманистической психологии в работах 1950-х—1960-х годов призывали психологов больше обращать внимание на стимулирование психического здоровья, чем на лечение болезней и патологий. Среди современных исследователей в этой области — Эд Динер, Михай Чиксентмихайи, Чарльз Снайдер, Альберт Бандура, Дэниел Гильберт и Джон Хайдт.
Исследования в позитивной психологии реализуются в трёх смежных направлениях[1], касающихся создания приятной, доброй и содержательной жизни человека: субъективное ощущение счастья (позитивные эмоции — наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем — оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»); высшие индивидуально-психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение и сочувствие, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т.д. (можно сказать, что позитивная психология занимается тем, что в истории гуманитарного знания называлось «добродетелями»));
позитивные социальные институты (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).
Метод — (от греч. methodos — путь, исследование, прослеживание) — способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности
Спектр — (от лат. spectrum — образ, представление) — (в физике) совокупность всех значений какой-либо физической величины, характеризующих систему или процесс.
Цвет — (др.-русск., ст.-слав. цвѣтъ; праслав. květъ — «мерцать, блестеть»; сравн. цветок; цветы) — зрительно воспринимаемое качество среды, окружающей человека.
Источник: kotva