Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Психология масс

Статьи по психологии Социальная психология Психология масс

Гюстав Лебон Психология масс

Массовая психология рассматривает отдельного индидуума как члена касты, народа, племени, нации, сословия или как одну составляющую толпы людей, которые для реализации общих целей организовываются в массу.

Обнаруживающиеся в этих особых условиях явления – выражение своеобразного, глубоко не обоснованного первичного позыва, не проявляющегося в других ситуациях. При попадании в человеческую толпу, которая обладает специфическим свойством массы, индивиду свойственно думать, чувствовать, поступать иначе, чем обычно, он может изменить своим принципам, т.е. в целом стать «другим человеком» как со стороны поведения, так и во взглядах на мир (духовных, культурных, этических и тп).

Что же такое масса? Благодаря каким рычагам она обретает способность так существенно и радикально влиять на душевное состояние отдельно взятого человека? Как происходят душевные изменения, к которым она человека побуждает?

Для того, чтобы более детально во всём разобраться, нужно обратиться к книге учёного Густава Лебона «Психология масс». Лебон, основываясь на своих знаниях и опыте социального психолога и антрополога, обращается к проблемам массовой психики и психологии народов. При попадании в психологическую массу, заключает Лебон, самое удивительное то, что какими бы разными ни были её составляющие индивиды, каждый из них приобретает такое своеобразное коллективное мнение, в силу которого его личные взгляды изменяются в сторону общих. Для создания и формирования психологической массы совершенно не играет роли схожесть характерами, род занятий, или образ жизни индивидов. Существуют идеи, чувства, порывы, действия, которые могут реализоваться только у индивидов, которые объединились в массу. Наша сознательная умственная деятельность представляет собой лишь очень маленькую частицу того, что зачастую бессознательно спрятано в душевных закромах.

Сознательная жизнь индивида имеет под собой определённую подсознательную базу, на которую влияют гены, наследственность, корни, прародители, именно они создают бессознательный субстрат (понятие ввёл Лебон). В этой бессознательной материи и создаётся расовая, национальная душа. На большинство наших каждодневных поступков воздействуют бессознательные желания, но мы не замечаем даже настоящего мотива, которым руководствуемся, поступая тем или иным образом.
В массе личные качества и достижения отдельных индивидов исчезают, стираются. На первый план вступает расовое бессознательное. Этот фундамент у всех одинаковый.

Три основные причины обретения индивидами тех качеств, которыми они не обладали до того, как смешались в массе.

Во-первых, находясь в массе, человек ощущает невероятную силу и мощь. Тут работает фактор численности, множества, толпы, который позволяет отдельно взятому индивиду предаться первичным позывам, в то время как, находясь в уединении, такой позыв сдерживать. Кроме этого, в массе, для сдерживания подобных позывов нет объективного повода; при значительной анонимности, а отсюда и безответственности, чувство ответственности напрочь исчезает. Чувство ответственности, безусловно, присуще индивиду, как чувство, которое формирует те или иные его поступки.

Во-вторых, подражание, заражаемость, которые можно смело причислить к феномену гипнотического воздействия, так как в толпе, заразительно всякое действие, всякое движение. Причём мощь этой заражаемости настолько сильна в массе, что индивид очень легко наступает на горло своим принципам, в пользу, якобы интересов общего дела. Только лишь в составе психологической массы индивид может быть способен пренебречь собственными ценностями.

Третья причина, как следствие, от длительного нахождения в лоне психологической массы, индивид полностью меняет свои качества на противоположные, ранее ему неприсущие. Он начинает обладать повышенной внушаемостью, и эта внушаемость является уже следствием упомянутой заражаемости.

Находясь продолжительное время под воздействием толпы, в её окружении, индивид впадает в состояние зачарованности, которое также весьма близко граничит с состоянием гипнотического транса. Индивидуальность размыта, сознание утрачено, воля и способность думать, различать, принимать решения самостоятельно отсутствуют. Все мысли, порывы, чувства работают только лишь в одном направлении — подчинение толпе. Личности больше нет, работают и преобладают бессознательные инстинкты. Все кружит возле одной цели – осуществлению внушённых идей. Таким образом, индивид превращается в автомат, в робота, сливаясь с толпой.

«Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он — варвар, то есть существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ».

Лебон делает акцент на стремлении массы к подавлению личности, к её деградации, что в корне противоположно эволюции. Легко возбудимой, импульсивной, переменчивой массой практически всегда руководит бессознательный инстинкт. Безусловно, те порывы, которым повинуется толпа, могут иметь столь же благородное начало, так и жестокое, трусливое либо героическое, опасное, но в психологии массы, стать жертвой — значит поступить благородно (во благо массы, толпы).

Масса, в целом, легко поддается влиянию в силу интеллектуальной атрофии. Она может поверить в любые небылицы. Так же ей свойственно импульсивное гипербализирование, из зерна подозрения легко формируется уверенность, легкая антипатия в открытую ненависть. Спорить с массой и противоречить ей решительно не рекомендуется. Масса не признаёт неуверенность и сомнение. Все эти признаки легко обосновывают, почему иной раз человек делает вещи, которые ему чужды в обособленном от массы пространстве. В завершении, Лебон отметил отвращение массы к научному, технологическому прогрессу, вообще ко всему новому, и безоговорочное признание, возвышение традиций.

Поделиться
Прокомментировать
Открыть комментарии?