Психология эффективных продаж
Этапы продажи. В современной российской концепции продаж существует утверждение, что работа продавца объединяет в себе работу артиста, психолога и сапёра. В настоящий момент считается, что хороший продавец должен владеть: техникой продаж, эффективными методиками ведения переговоров, маркетингом, мерчендайзингом, бухучётом, азами товароведения, возрастной психологией, социальной психологией, психологией рекламы, иметь развитую интуицию.
В крупных городах наиболее востребованы продавцы, которые имеют базовое экономическое образование, знают законодательство в области торговли, имеют дополнительную психологическую подготовку.
6 этапов продажи:
- Предварительный (подготовительный этап)
- Установление контакта с клиентом
- Выявление потребностей клиента
- Представление товара (презентация торгового предложения)
- Ответы на возражения клиентов (работа с возражениями)
- Завершение продажи (заключение договора)
Рассмотрим подробнее этапы продажи:
- Подготовительный этап состоит из трёх подэтапов:
- базовая подготовка (создание позитивного отношения у продавца к работе, к компании и продукту (создание эмоционального настроя на эффективную продажу))
- содержательная подготовка (сбор и обобщение данных о клиенте, формулирование целей деловых переговоров). Данные о покупателе: правильное звучание ФИО, особенности характера, привычки, наличие финансовых и личных проблем, день рождения, наличие друзей, семейное положение, отношение к нему в коллективе, деловая репутация, интересы, хобби, увлечения, предыдущий опыт работы, возможные мотивы покупки вашего товара и возможные точки сопротивления этой покупке. Информация о клиенте-организации: правильное название, правильное местоположение, имена ключевых лиц, традиционный порядок принятия решений, кредитоспособность организации, товарооборот, планы развития организации, история взаимоотношений и работы с поставщиками и конкурентами.
- психологическая подготовка (создание настроя на рабочий день, коррекция своего психосоматического состояния). Необходимо создать настрой продавца перед началом контакта с клиентом и поддерживать его в течение всего диалога. Чтобы сохранить самообладание в процессе продажи необходимо реализовывать 5 шагов к выходу из стрессовой ситуации:
— «выйти из контакта», сохранив отношения (если не получается договориться с клиентом сейчас, нужно завершить общение на позитивной ноте и перенести встречу);
— снять психосоматическое напряжение и подзарядиться энергией (свежий воздух, вода, пища, сон, физическая деятельность);
— сосредоточиться на результате работы;
— изменить на положительный язык формулировку своих целей;
— сконцентрироваться не на проблемах, а на возможностях при достижении результата (ищите возможность, которую открывает данная ситуация).
- Этап установления контакта. Цели: заинтересовать клиента, создать атмосферу доброжелательности и доверия между ним и собой, привлечь внимание клиента к фирме и товару, заинтересовать его в покупке именно у вас.
- Этап выяснения потребностей клиента. Цель – выявить доминирующие потребности данного покупателя, выбрать из них самые актуальные по отношению к вашему товару и сделать упор на самые важные из них. В зависимости от преобладающих покупательских потребностей, покупателей условно можно разделить на:
— клиентов, приобретающих только товары первой необходимости
— клиентов, изредка приобретающих предметы роскоши
— клиентов, приобретающих предметы роскоши регулярно - Презентация торгового предложения, представление товара. Цель – выделить индивидуальные выгоды клиента в товаре и аргументация этой выгоды (представление товара в наиболее выгодном контексте)
- Работа с возражениями клиентов. Цель – предоставление клиенту всей интересующей его информации и снятие моментов его сопротивления покупке.
- Завершение продажи. Цель – заключить сделку, подписать договор, закрепить партнёрские отношения на позитиве, положительно завершить продажу.