Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Психическая энергия психоанализа – сверхъестественная сила и совсем не наука

Uran-i-Saturn

В данной статье рассматривается энергия, сам термин и трактования, которые в структуре психологической науки должны подвергаться постоянному сомнению.

Работа Фрейда, его последователя Юнга, да и всех психоаналитиков основана на специфической энергии. Да, именно той энергии, по которой Мюллер в 1826 году вывел концепцию «Специфическая энергия органов чувств». Мюллер, в отличие от психоаналитических концепции, всецело отдавал предпочтение физиологии. Психоанализ же, напротив, в этом плане, больше относится к магии, ведьмам и прочей ереси.

Либидо, описанное Фрейдом, разве это не активизация нейронной передачи определенных областей мозга? Юнг, видимо, понимая проблему научной стороны вопроса, обходит стороной конкретизацию. В его работах прослеживает абстрактное обозначение, которое принято всей психоаналитической областью: психическая энергия имеет количественные ограничения и неразрушима. Далее философское сравнение психической энергии с космосом, планетами во вселенной. Где собственно наука? [Нет, нам наука не нужна, мы будем говорить абстрактно, чтобы никто не смог нас упрекнуть в неправомерности работы.]

В юнгианском анализе и фрейдизме, понятие энергии – самая проблемная точка, в результате чего, психоаналитическую деятельность нельзя называть научной работой вовсе.

В современной психотерапии, которая основана на юнгианском анализе, фигурирует фактор веры и мотивации. Говоря научным языком – эффект плацебо. Мне довелось присутствовать на коллективном помешательстве, созданном О.В. Хухлаевой (профессор МГППУ), которое почему-то принято называть психотерапией и социализацией. Трудно описать этот процесс научным языком, так как все действо не более, чем примитивный коллективный обряд. Самый яркий пример это методики, основанные на символах: сжигание куклы, дом, корзина счастья, руль судьбы, дерево желаний, сад души и прочие.

Для начала рассмотрим методику «Ладонь». Проводится в парах и состоит из двух этапов. Первый этап. Каждый кладет ни лист бумаги свою ладонь и обводит карандашом, ручкой не важно. Далее пара меняется своими нарисованными ладонями. На каждом из пяти пальцев нарисованной ладони, нужно написать хорошие качества, которые у вас ассоциируются с другим человеком, тем, кто передал вам листок. В результате, человек узнает, что о нем думает другой. Второй этап. Пара кладет ладони рядом на один листок, и они так же обводятся (но уже вместе). Происходит символическое объединение двух людей. На нарисованных пальцах нужно написать десять слов, которые объединяют обоих из пары (друзья, любовь, красота и тп.).

Методика основана на коллективном бессознательном Юнга. Через символизм, люди обращаются к этой энергии, чтобы получить некую отдачу. Методика рассчитана на детей от 4-6 лет и далее без ограничений. Важно учитывать, чем младше ребенок, тем меньше он знает названий хороших качеств (как и плохих). Помимо социализации, психолог может проанализировать характер слов и получившегося рисунка. В какую сторону направлены большие пальцы рук? Насколько сильно соприкасаются? Если руки не соединены или соединены лишь кончиками пальцев, это явный показатель закрытости, не доверия и возможно замкнутости (одного или обоих).

Методика «Дерево желаний». Группе дается задание: нарисовать дерево с 7-ю ветками. На каждой ветке нужно написать желание. При анализе рисунка, психолог должен акцентировать внимание на характер желаний. Если желания, в основном, «для себя», то явный признак низкой эмоциональной децентрации. Личностная зрелость выражается в глубинности или примитивности смысла желаний. Если человек не желает показывать рисунок группе, то явный показатель не доверия к этой группе. Так же желания могут выражать личностные кризисы, проблемы будущего и влияния глобальных проблем.

Читайте продолжение в следующих публикациях 1vc0.

Прокомментировать
Открыть комментарии?