Развиваем внимание школьника
Сегодняшние первоклассники – это вчерашние детсадовцы, они привыкли играть и беситься. Конечно, на подготовительных курсах дети уже научились сидеть смирно в течение урока и слушать учителя. Да и сами родители в домашних условиях готовили ребенка к школе, не обещали ему легкой и беззаботной жизни, формировали у него готовность к получению знаний и т.д. И некоторые дети идут в первый класс, уже примерно представляя, что там будет не до игр и придется быть очень внимательным, чтобы вдруг чего-то важного не упустить. Некоторые, но не все.
Наверняка, многим в школе говорили, что он очень способный ребенок и может учиться на одни пятерки..если..если будет более внимательным, усидчивым, сконцентрированным и т.д. список можно продолжать долго. Нашим детям тоже так будут говорить и если не учителя, то мы сами, и не зря, ведь концентрация нужна не только в школе, а на протяжении всей жизни.
Для начала окунемся немного в терминологию: бывают два типа нарушений внимания (концентрации):
«активно-импульсивный» дети, относящиеся к этому типу очень шустрые, но совсем не терпеливые. В школе эти дети очень легко отвлекаются, занимаются своими делами и совершенно не слушают учителя. Про них еще говорят: «схватывают все на лету» схватить то схватывают, а вот закреплять знания им не интересно, как следствие усвоенный материал оказывается очень поверхностным, а со временем и вовсе забывается. Такие дети с большим воодушевлением приступают к выполнению заданий, но не любят сложности, и чуть какое препятствие у них на пути возникает, они моментально теряют интерес и переключаются на что-нибудь более занимательное. Очень часто не выполняют своих обещаний, сваливают вину на других, в общем, проявляют «чудеса безответственности». А если у них что-то не получается – сильно злятся и могут проявлять агрессию.
«пассивно-замкнутый» такие дети очень медлительны, рассеяны. В школе могут весь урок мечтать, рисовать и т.д. Они не будут стараться выполнить задание, если у них возникнут трудности. Для них не существует понятия времени и поэтому как не объясняй им, что нужно торопиться, толку не будет. Если у них что-то не получается – злиться и негодовать они не станут, просто найдут себе занятие по душе и не будут расстраиваться.
Как известно дети учатся играя, и для улучшения внимания тоже существуют игры и упражнения. Приведу в этой статье некоторые из них, все они опробованы лично, какие — то в детстве, какие — то на собственном ребенке.
Когда я была маленькой, отец играл со мной в замечательную игру, наверняка, она знакома многим. Называется «Вы поедете на бал?». Смысл этой игры – отвечать на вопросы ведущего о том, во что будет одет, на чем он поедет, с кем он будет танцевать и т.д., не употребляя слов «да» и «нет» «черное» и «белое» Вопросы могут быть совершенно разные, все зависит от фантазии ведущего. Приведу небольшой пример:
— Вы поедете на бал?
— Возможно.
— У Вас будет кавалер?
— Непременно!
— И, конечно же, у Вас будет чудесное платье?
— Это точно.
— Оно будет красным?
— Не совсем.
— Значит розовым?
— Вы угадали!
Со временем игра требует все больших ухищрений, как для ведущего, так и для отвечающего, развивает словарный запас и конечно требует большой концентрации, что собственно и полезно в нашем случае.
Еще одна игра, я называю ее «Наводящие вопросы», но уверена, она существует во многих семьях под разными названиями и с собственными правилами.
Суть игры в том, что один человек загадывает слово, а остальные игроки пытаются это слово угадать, задавая наводящие вопросы.
Например:
— Это живое?
— Нет.
— Съедобное?
— Да.
— Сладкое?
— Да.
— Конфета?
— Нет.
— Это коричневое?
— Да.
— Это шоколад?
— Да!
Игроков может быть двое, может быть больше, развивает эта игра не только внимание, но и логику.
Рассмотренные выше две игры не займут много времени, в них можно играть в машине, на пути в школу, в очереди к врачу, да совершенно где угодно.
Следующие игры требуют некоторых вспомогательных предметов:
Съедобное – несъедобное.
Очень популярная дворовая игра как совсем малышей, так и младших школьников. И на удивление очень полезная. Для игры понадобится только мячик или мягкая игрушка(если играете дома) и Ваше хорошее настроение.
Игра «Что изменилось?».
Разные небольшие предметы (заколка, ластик, маленькая игрушка и т.д. в количестве 5-10 штук) раскладывают на столе и предлагают ребенку в течение некоторого времени (можете установить 10, 20,30 секунд, в зависимости от возраста игрока) ознакомиться с расположением предметов. Потом он должен отвернуться, а в это время несколько предметов либо убираются совсем, либо перекладываются на другие места (уровень сложности тоже нужно регулировать по возрасту ребенка). За правильные ответы можно начислять очки и вести подсчеты, а можно играть просто так.
Эта игра имеет много аналогов в своих компьютерных воплощениях, и пусть там все красочнее и динамичнее, такой «рукотворный» вариант мне нравится больше, он веселее и к тому же пользы он принесет больше.
Подобных игр огромное множество, каждый родитель может поковыряться в памяти и отыскать что-то из своего детства. И самому приятно и ребенку – польза. Кстати, играть в них можно и просто так, даже если у ребенка нет никаких трудностей в обучении и даже начиная с младшего дошкольного возраста.