Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Нет! — воспитанию, Да! — инстинктам

Нет -воспитанию, Да - инстинктам

С одной стороны родители воспитывают, а с другой живут какой-то жизнью, которая не всегда совпадает с их принципами воспитания.

В этой заметке я хотел заострить вопрос на том, что именно воспитание мешает любить ребенка, проявлять так называемую безусловную любовь. Безусловно любить ребенка — это не искусство, это природа. Попробую доказать это простой игрой слов.

Многие описания авторов разных книг и книжек — педагогов и психологов — направлены на рациональную часть нашего сознания. Можно назвать мыслительной, но это не совсем точно, потому что есть мыслительная образная, художественная часть нашего сознания, а есть мыслительно-рациональная часть. И слова, которыми написана популярная обучающаяся или советующая литература, отличаются от слов, которыми написана художественные произведения. И вот тогда, когда к нам, родителям и психологам, обращаются известные и популярные авторы произведений типа Спока и Гиппенрейтер, при всей их доступности, они обращаются к нашей мыслительно-рациональной части и вся книга их должна быть логически выстроена (как впрочем и моя). И такое обращение к нам порождает в нас самих рационализм в воспитании, какими бы его не скрашивали хитрыми упражнениями и выражениями типа вместо строгого возгласа «Иди спать!» пропеть с улыбочкой «Покажи, как быстро ты можешь укрыться одеялом!» От логики уйти сложно, особенно в обучении, но можно, и скорее всего нужно. Если копнуть глубже, то это не уход от логики вообще, а переход понимания более тонких областей природной логики, на первый взгляд, которая незаметна. Логика возникновения и существования вселенной есть, она переходит на природу нашей планеты, которая также отражается в нашей психике, но она незаметна. Только специалисты — психологи могут подходить к логике функционирования психики достаточно близко, но и им она до конца недоступна, потому что они познают ее помощью своей же психики, а здесь неизбежный искажения. Но это отступление.

Часто в моих консультациях с родителями по поводу их детей или вместе с ними возникает вопрос про любовь. Я люблю своего ребенка, говорят родители и в то же время могут наказать его, как они считают, для его же пользы. Есть в этом лукавство. Оно заключается в том, что любить или проявлять свою любовь очень сложно, когда в этот момент задействовано рациональное мышление. Воспитание мешает любви. В этом логическом процессе ребенок выступает как субъект и как объект, попеременно. А он — ребенок, всего лишь. И мы проецируем на него свое рациональное взрослое. Что там говорить, на собак и кошек мы проецируем вообще до очеловечивания. «Он подумал», «она все понимает» и т.д. про кошек и собак. А про детей и тем более. И вот здесь сложный переход. Ребенок — не взрослый, более того он всего лишь человеческий детеныш, который в основном живет инстинктами и рефлексами, как бы ни трудно было в этом признаваться. Дети — наши котята и зверята, и потому именно это понимание и рождает безусловную любовь, настоящую, в которой очень нуждаются дети до 15 лет. Их желание быть любимыми, их желание быть в центре внимания — это инстинкт самосохранения, который подкреплялся тысячи лет. Если ребенок хотел и добивался любви и внимания, то он выживал. (С другой стороны, в родителях тоже живет инстинкт заботы о потомстве. Здесь без комментариев.) И если детям любви и внимания не хватает, то они могут удовлетворять эту латентную потребность чем-то другим. Они все равно хотят добиться ее самыми разными способами, хоть для этого пришлось бы разбить бабушкину любимую вазу, мягко говоря. Безусловная любовь — это не искусство, это — природа. Люди нуждаются в ней, но дети в большей степени, так как она обеспечивает им безопасность и выживание.

Вот что я пытался опять логически вам передать и трудно это сделать, также как и парадоксальная фраза «Будь спонтанным!» Но осадочек, в хорошем смысле этого слова, останется.

Источник: kotva

Прокомментировать
Открыть комментарии?