Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Методика библиотерапии

Статьи по психологии Психотерапия Арт-терапия Библиотерапия (сказкотерапия) Методика библиотерапии

Методика библиотерапии

Библиотерапия – популярная методика психорегуляции, к достоинствам которой относятся широкое разнообразие средств воздействия, устойчивость положительного результата, интимность. Данный вид психотерапии рекомендован людям разного возраста, испытывающим проблемы личного и эмоционального характера, и может практиковаться как индивидуально, так и в группе.

Самоподготовка психокорректора

Методика библиотерапии условно делится на несколько основных этапов.

На первом этапе психокорректор готовится к проведению занятий. Он составляет списки литературных источников и анализирует их содержание с точки зрения возможности использования в целях психокоррекции. Этот список книг будет играть роль библиотерапевтической рецептуры.

Выбрав подходящие источники, необходимо составить к ним небольшие аннотации, содержащие ссылки на конкретные разделы и главы, в которых отражены наиболее важные темы, а также личные мнения авторов. Это должно помочь психокорректору быстро ориентироваться в материале в процессе работы с клиентом.

Рекомендуется вошедшие в рецептуру книги собрать в собственном архиве, чтобы при желании клиенты могли ими воспользоваться. В этих экземплярах можно также разрешить клиентам делать самостоятельно пометки на полях – это может пригодиться при постановке диагноза.

Оценка возможностей метода

Прежде, чем приступить непосредственно к занятиям, следует ориентировочно оценить эффективность библиотерапии применительно к конкретному клиенту. С этой целью необходимо задать ему следующие вопросы:

  • Какие из прочитанных книг произвели на Вас наибольшее впечатление и почему?
  • Какие книги сильнее всего повлияли на Вас?
  • Кто из авторов более всего похож на Вас?
  • Кто из персонажей более всего похож на Вас?

На основе полученных ответов следует определить приоритетные жанры литературы и количество книг, обязательных к прочтению. Эта информация может быть полезна и в том случае, если библиотерапия будет назначена в качестве вспомогательной методики.

Отработка системы чтения

В процессе подбора книг для клиента А.М.Миллер рекомендует соблюдать следующие принципы:

  • Доступность изложения
  • Духовная близость главного героя читателю
  • Максимальное сходство описываемой ситуации с обстоятельствами, в которых находится клиент

Последнее условие имеет особую важность в случае личностного или межличностного конфликта.

На протяжении курса библиотерапии клиенту рекомендуется вести дневник читателя. Анализ записей, сделанных в дневнике, помогает проникнуть в специфику субъективной интерпретации литературных произведений, который основан на личном пристрастном восприятии, и может пригодиться как в целях диагностики, так и для оценки результатов коррекции. Для повышения эффективности терапевтического воздействия клиентам рекомендуется обязательно резюмировать прочитанный материал.

Если библиотерепия выбрана в качестве основного средства, то чтение книг следует выполнять с соблюдением установленной последовательности тем и последующей отработкой прочитанного материала. При этом рекомендуется максимум внимания обращать на специальные издания, а также литературу биографического и мировоззренческого характера.

Занятия в группе

При формировании группы следует учитывать уровень начитанности и читательские предпочтения каждого её участника. Группа должна включать от пяти до восьми человек. Специально для них следует подобрать небольшие по объему художественные произведения, которые будут читаться на групповых занятиях. После этого следует провести дискуссию, в ходе которой будет выявлена структура межличностных отношений, определится отношение к самому процессу чтения, а у малочитающих клиентов, возможно, появится интерес к литературе. Все это позволит участникам группы озвучить свои личные проблемы и переживания в опосредованной форме.

Неспецифические процессы психокоррекции

Психокорректирующие процессы, применяемые в библиотерапии, условно делятся на специфические и неспецифические.

Для неспицифических процессов характерна широта и общий характер воздействия на личность в целом и на конкретные её характеристики, к числу которых относятся следующие:

  • Спокойствие
  • Удовольствие
  • Уверенность
  • Психическая активность

Приобрести душевное спокойствие и внутреннее равновесие пациенту помогает правильно подобранная художественная и публицистическая литература.

Источником недостающего удовольствия служат книги с интересным, насыщенным событиями сюжетом. Они полезны людям, утратившим способность испытывать удовольствие от жизни и ощущающим обособленность от окружающего мира в результате погружения в свои личные проблемы.

Чувство уверенности в собственных силах лучше всего проявляется после чтения биографий и автобиографий великих людей, а также книг, в которых герои достойно выходят из сложнейших жизненных ситуаций.

Повышенную психическую активность стимулирует большинство из существующих литературных жанров. Она в свою очередь является источником здоровых психических реакций и способствует освобождению от переживаний, которые подавляют и травмируют.

Такой способ библиотерапии часто используется дополнительно к основным методикам. Как правило, неспецифическая библиотерапия предусматривает прочтение простых известных широкому кругу книг, гарантирующих ясное и глубокое понимание проблемы. С этой целью из числа художественных и публицистических произведений следует подобрать книги, пропитанные идеями гуманизма и духовности.

Специфические процессы психокоррекции

К числу специфических коррекционных процессов относятся следующие:

  • Контроль
  • Эмоциональная проработка
  • Тренировка
  • Разрешение конфликтной ситуации

Они предназначены для узконаправленного воздействия на личность и её конкретные психические процессы – мышление, деятельность, чувства.

Контроль

Контроль над конкретными психическими проявлениями может осуществляться посредством их усиления либо ослабления. Усиление достигается за счет повторения и детального воспроизведения каждого процесса. Ослабление достигается путем анализа либо вытеснения другими воспоминаниями и эмоциями. Такой подход может влиять на состояние личности при переживаниях различной интенсивности.

Сам процесс контроля слагается из нескольких этапов:

  • Осознание ситуации
  • Понимание механизма воздействия на неё ауто- и гетеропсихогенных факторов
  • Осознание роли своей личности в формировании данного состояния
  • Осознание своего отношения к проблемам первостепенной важности

Читая книги, герои которых — выдающиеся личности, клиент невольно отождествляет их эмоциональные переживания со своими. Это помогает ему глубже понять личные особенности, глубже осознать собственные ошибки, взглянуть на свою жизнь взглядом другого человека. Книга предоставляет клиенту уникальную возможность, находясь наедине с самим собой, основательно проанализировать свое эмоциональное состояние.

Эмоциональная проработка

Главное назначение эмоциональной проработки – помочь человеку открыто проявить свои эмоции и сравнить их с эмоциональными проявлениями других людей. Разумеется, этот процесс происходит при контроле и поддержке со стороны опытного психолога.

Данная методика помогает клиенту научиться оптимально действовать и реагировать в конкретной ситуации, избегая слишком агрессивных или, наоборот, слишком слабых эмоциональных реакций.

Тренировка

В процессе тренировки клиент воспроизводит в своем воображении диалоги между героями книги и возможные альтернативные действия (в сравнении с поступками героев) с учетом собственных особенностей характера (застенчивость, вспыльчивость и т.д.). В результате он получает знания об альтернативных способах поведения и переживания окружающей действительности. При этом клиент не подвергается осуждению со стороны и травмирующему оценочному подходу.

Разрешение конфликта

На этапе разрешения конфликта необходимо синтезировать эффект, полученный в ходе контроля и эмоциональной проработки, с навыками, приобретенными в ходе тренировки.

Чтение произведений, сюжет которых максимально приближен к ситуациям из жизни самого клиента, помогает ему увидеть возможный выход и правильно отреагировать эмоционально. Во многих случаях это позволяет свести к нулю эмоциональный конфликт.

Рекомендации по организации занятий

Такой вид психотерапии характеризуется высокой интенсивностью и требует активного участия специалиста. Психокорректор составляет перечень книг, наиболее актуальных для данного клиента и соответствующих его индивидуальной проблеме и личностным характеристикам. Эти книги должны стимулировать понимание характера проблемы, причин её возникновения.

Перед началом занятий клиент получает небольшую инструкцию, в которой указано, что именно из предложенного списка литературы требует его особого внимания, что можно пропустить, что сопоставить с личным опытом, в чем следует убедиться на практике. После прочтения клиентом книги с ним проводится беседа, в которой обсуждаются следующие вопросы:

  • Что оказалось самым интересным из прочитанного?
  • Какую практическую пользу получилось извлечь?
  • Что вызвало недоверие или заставило сомневаться?
  • Что осталось непонятным?
  • Каково отношение клиента к отдельным персонажам?

Область применения

Библиотерапия используется не только в качестве основного метода, но и как вспомогательный процесс. Во втором случае она способствует решению конкретных узконаправленных задач – коррекция отношений между родителями и детьми, коррекция поведения при эмоциональных сбоях и т.д.

Еще одной полезной функцией библиотерапии является возможность использовать дополнительный материал для ведения дискуссии в группе или на индивидуальных сеансах с психологом.

Помимо перечисленных сфер применения данная методика может также служить одним из способов косвенной диагностики, что очень важно в психотерапевтической практике.

Прокомментировать
Открыть комментарии?