Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Память и антиципация

Когда речь идет о когнитивных процессах в их отношении ко времени, то обычно восприятие связывают с настоящим, антиципацию, наиболее полно проявляющуюся в мышлении, – с будущим, а память – с прошлым. Однако действительные связи здесь гораздо сложнее.

В процессе восприятия, который, конечно, протекает в настоящем времени, всегда так или иначе, с одной стороны, включается прошлый опыт, хранящийся в памяти, а с другой – в нем всегда есть момент антиципации, т. е. отнесенность к будущему. Этот момент был нами исследован специально; экспериментально была показана роль антиципации в организации перцептивных процессов.

Антиципация — феномен опережающего отражения – обеспечивает возможность человеку, образно говоря, “заглянуть в будущее”.

Относясь к будущему, она опирается на прошлый опыт, хранящийся в памяти, и вместе с тем проявляется в актуальных действиях субъекта (человека), которые протекают в некоторый настоящий момент времени.

В памяти, конечно, сохраняется то, что уже случилось, т.е. стало прошлым. Но воспроизводится это прошлое в некоторые моменты настоящего. В частности, оно актуализируется в процессах восприятия и узнавания. Вместе с тем сохранение в памяти того, что было в прошлом, является необходимой предпосылкой антиципации.

Это подтверждается многими экспериментальными исследованиями. В частности, наши исследования процессов слежения за периодическими сигналами (зрительными и слуховыми) показывают, что антиципация-необходимое условие их эффективного выполнения; если испытуемый по тем или иным причинам не может предвидеть изменений прослеживаемого сигнала, то происходит срыв деятельности. От возможности антиципировать изменения прослеживаемого сигнала зависит точность слежения.

В свою очередь, эта возможность определяется накоплением в памяти информации о характеристиках сигнала, позволяющих выявить закон его изменений. Чем сложнее этот закон, тем больше времени требуется испытуемому. Когда информации накапливается достаточно, испытуемый осознает закон изменения сигнала, появляется возможность антиципации и, как следствие, резко повышается точность слежения.

Важно, что дело здесь не просто в запечатлении информации и даже не объеме самом по себе, а в ее организации в памяти, такой, которая соответствует регулярности изменения сигнала. Проблема организации памяти исследуется в психологии достаточно интенсивно, и останавливаться на ней не будем. Отметим только, что от способа организации материала в памяти существенно зависит и способ антиципации.

Вопрос о взаимосвязи памяти и антиципации, этих двух на первый взгляд противоположных процессов, один из которых относится к прошлому, а другой -к будущему, обычно ставится так: как память влияет на антиципацию? Но его можно поставить и иначе: зависит ли память от антиципации? Для такой постановки вопроса есть некоторые теоретические и экспериментальные основания.

Постановка вопроса о влиянии антиципации на память вытекает из теории функциональной системы, разработанной П. К. Анохиным, согласно которой в организации поведенческого акта важнейшая роль принадлежит акцептору результата действия, фиксирующему то, что должно быть достигнуто. Сюда же относится теория планов и структуры поведения, предложенная Г. Миллером, Ю. Галантером и К. Прибрамом.

Основанием для предположения о влиянии антиципации на память являются также некоторые экспериментальные данные, в частности результаты исследований роли установки в запоминании, сохранении и воспроизведении информации (зависимости непроизвольного запоминания от деятельности). Как показал А. А. Смирнов, непроизвольно запоминается прежде всего то, что либо содействует, либо препятствует достижению цели. Но цель – это феномен опережающего отражения, она формируется на основе антиципации.

Наконец, ставить вопрос о влиянии антиципации на мнемические процессы дают основание также обычные житейские наблюдения. Факт, с которым мы сталкиваемся в жизни непрестанно, состоит в том, что человек, планируя свое поведение, намечает некоторые узловые пункты, “записываемые” и сохраняемые в памяти, а затем по ходу выполнения этой деятельности в соответствующие моменты времени то, что было записано в памяти, извлекается и используется при этом обычно непроизвольно. При запоминании той или иной информации “впрок” она как бы маркируется отметками будущего времени: отмечается, что из этой информации и когда должно быть воспроизведено.

Не претендуя на новую теоретическую модель памяти, мы хотели бы лишь подчеркнуть некоторые важные моменты организации процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации.

В общем виде картину можно было бы представить так. Выполняя ту или иную деятельность, человек как бы движется по оси времени. В ходе этого движения в его памяти записывается информация о текущих событиях и в то же время в зависимости от выполняемой деятельности из нее извлекается информация, которая там хранится.

Иначе говоря, в каждый момент настоящего из памяти извлекается старая информация, проверяется, корректируется и трансформируется в зависимости от новой (поступившей в данный момент), объединяется с этой новой информацией и вновь “возвращается” в память. В традиционных схемах памяти обычно берется только этот момент, момент связи и настоящего и прошлого: превращения “настоящего” в “прошлое” (запоминание), и излечение “прошлого” для решения задач, возникающих в “настоящем” (воспроизведение).

В психологии накоплено немало данных, показывающих, что запоминание -это не просто механическая запись того, что в данный момент (настоящее время) действует на человека. Его эффективность зависит от многих внешних и внутренних факторов: запоминаемого материала, характера работы с ним, числа и особенностей повторений, установок человека, его целей и т. д.

Запоминание необходимо включает селекцию воспринимаемой информации. Но чем определяется эта селекция? По каким критериям она производится? На наш взгляд, ведущая роль здесь принадлежит тем предсказаниям и планам, которые человек строит в процессе поведения, т. е. предметно-практической деятельности, общения и познания. В актах целеобразования, антиципации и планирования поведения формируются критерии селекции воспринимаемой информации для запоминания (и произвольного и непроизвольного), что подтверждается как нашими, приведенными выше экспериментами, так и экспериментами других исследователей. Отселектированное событие включается в общую систему памяти, обогащает ее, но вместе с тем запоминание ориентировано на будущее.

Исследование сохранения и (забывания) информации также показывает его зависимость от факторов, отмеченных выше. Одним из важнейших результатов этих исследований является вывод о том, что информация, заложенная в память, не остается неизменной. С течением времени она видоизменяется и реорганизуется. И эта трансформация определяется не только тем, что произошло в прошлом (например, тем, как она использовалась), но и тем, как сохраняемая информация включалась в процесс антиципации.

Наконец, антиципация существенно влияет на воспроизведение, т. е. извлечение из памяти того, что в ней хранится; это относится и к произвольному и к непроизвольному воспроизведению. То, что именно извлекается из памяти в данный текущий момент, зависит не только от этого момента (настоящего), но и от его отношения к антиципируемому будущему.

Прокомментировать
Открыть комментарии?