Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Прокопий

Охотник Прокопий

Прокопий был охотником, настоящим профессионалом. Многие годы он провел в тайге, добывая зверя и птицу. Он знал тайгу, он любил такую жизнь. Его жена и дети постепенно  привыкли к его образу жизни, который не менялся с юношества. Прокопий уходил в тайгу на месяц, иногда и дольше. Там он жил в тех местах, куда редко кто приходит. Некоторые избушки он строил сам и с товарищами, а некоторые достались ему по наследству. Прокопий был конечно немногословен, не жадный, зверя и птицу любил и ценил. Добывал столько, сколько нужно. Основных помощника и верных друга у него было два. Крупные западно-сибирские лайки Толкач и Горняк. Толкач был уже в возрасте, берег свое здоровье и энергию. Горняк был в расцвете сил. С этими двумя собаками Прокопию было легко в тайге. Они и зверя выследят, и птицу разыщут. Они предупредят об опасности и выведут на нужный след, и бывало даже спасали Прокопия, то от глубокой ямы, то от топкого болота. Толкач уже был сам по себе. Придет и ляжет в стороне и лежит, набирает энергии, зато потом носится с Горняком на перегонки. Горняк был великолепный пес, сильный и умный. Он медведя мог так умотать, что тот падал без сил и можно его просто связать. А пушного зверя держал так, что Прокопию оставалось не спеша подойти и сделать свое дело. На птицу звал по-особому, не звонкий лай как на зверя и не злобный, как на медведя, рысь или росомаху, а такой утробный как у далекого поселка забивали сваю. В общем пес был дороже золота. И слух о нем шла по всей тайге, о нем складывали байки и легенды. Прокопий в душе гордился Горняком, и в то же время относился к нему по-дружески, но зная, что собаке положена собачья жизнь.

Однажды к нему в избушку пришел Юра, местный охотник эвенк, их поселение было в 50 км от избушки Прокопия. Селение небольшое всего пятнадцать охотников. Они охотились по двое-трое, иногда даже все вместе шли на большого зверя, лося или медведя.

Юра зашел к Прокопию в избу, когда собаки уже угомонились на окрик Прокопия, сел у печки, достал папиросу, открыл дверцу, прикурил от палочки и стал дымить в печку. Прокопий смотрел на него и думал, что же привело Юру в такую даль, хотя ружье у Юры было, но он явно не охотился. Значит шел целый день к нему. «Будет Горняка просить», мелькнуло в голове. «Прокопий, ты знаешь зачем я к тебе пришел?» «Догадываюсь» Прокопию не нравилось говорить постоянно о Горняке и отказывать людям, говорить им довольно очевидные вещи. «Моего Каштыма унесла болезнь ног». Каштым — собака Юры, попала в серьезную схватку с медведем и тот сильно ударил по позвоночнику и иногда ноги заплетались, а потом видно совсем стало хуже и Каштым слег. Теперь Юра без собаки, получается он потерял Каштыма через 3 месяца после того, как его сука Бурка ушла с волками, а может они и задрали ее стаей. Да, для Юры это был жестокий удар, к которому он был явно не готов. Сначала он ждал Бурку и ходил за ней в лес. Не брал другую собаку, а потом случилась беда с Каштымом и он совсем растерялся. Ему было очень плохо, Прокопий видел это, но тут как говорится без вариантов. «Знаешь ведь мою беду?» заговорил Юра. «Отдай мне Горняка, ты — городской, можешь охотиться и в магазине, купишь себе другую собаку, вон Толкач еще у тебя. А у меня никого нет» Прокопий даже взгорячился «Да что вы за народ-то такой, я уже говорил тебе и Серафиму, что собаку не продам» «Даю тебе 100 тысяч!» выпалил Юра. Прокопий замолчал «Деньги немалые, где Юра их взял, видно всем селением скинулись ему на собаку». Да, сумма немалая, можно было много чего прикупить. Но как только мысль шла в сторону Горняка, Прокопий понимал, что такой суммы нет, за которую он бы отдал Горняка. «Не продается и все, хватит разговоров, садись, давай чайку попьем.» Юра вздохнул сел, молча попил чаю и лег спать, а поутру, попрощавшись, ушел». Прокопий молча и с тревогой посмотрел ему вслед. Да, бывает, что беда меняет человека не в лучшую сторону. Прокопий продолжал свои дела в тайге, иногда возвращаясь мыслями к визиту Юры. А через пару дней Горняк пропал. Бегал — бегал вокруг избы, а тут пропал. Конечно, бывало, что он отбегал от избы, но через минут 40, максимум час возвращался. А тут уже время к вечеру и нет собаки. Прокопий посмотрел на Толкача, тот в ответ вильнул хвостом, мол не знаю, загулялся. Прокопий вышел из избы позвал Горняка несколько раз. Подумал, что утром пойдет искать, лег спать. На утро Горняка не было. Прокопий стал собираться. Он знал, что ему до селения, в котором жил Юра с поисками Горняка придется добираться два дня и одну ночь провести в тайге. Взяв все необходимое он повернулся к Толкачу и сказал, пойдем искать твоего друга. Толкач понял после слова «Горняк». Запрыгал и побежал, иногда останавливался и смотрел на хозяина и дожидался или бегал полукругом возвращаясь к хозяину.

В одном месте Толкач залаял показывая Прокопию, что тут что-то произошло, но Прокопий ничего не замечал, осматривая место. Трава была примята и мох местами сорван, но никаких четких следов не было. Что-то здесь произошло, но умелая рука убрала все возможные следы, которые могли приоткрыть тайну. И только запах остался еле уловимый, но для Толкача какой-то особый, он стал немного заторможенным, но активности не потерял. Толкач как бы долго думал, а потом действовал. По еле заметным следам Прокопий со странным Толкачом еще прошли километров десять, а потом пропали все следы и запахи. Прокоий сбившись со следа решил просто идти в селение. Запах подействовавший на толкача навел его на мысль, что Горняка приворотили. Он знал про такие случаи, когда хороших собак уводили у охотников навсегда. Делали специальное варево, в которое добавляли разные корешки и органы животных. Секрет такого снадобья раздобыть чрезвычайно сложно и передавались эти секреты из поколения в поколение в строжайшей тайне, а пользовались только в крайних случаях и то, если собака передавалась за тысячу и более километров. Бывало, что с охотником случалась беда и собака сидела около него сутками и забрать ее не было возможности и тогда тоже применяли это варево.

Прокопий к вечеру второго дня пришел в селение эвенков. Он сразу пошел к самому старшему и уважаемому охотнику деду Василию. Дед был известен своими мудрыми решениями сложных жизненных ситуаций, которые впрочем не так часто возникали в их жизни, потому что охотники соблюдали обычаи своих сородичей.

Дед был угрюм, выслушав Прокопия. Он уже понимал, что в Юру вселился дух бессилия и тот мог пойти на все ради своего успокоения. Деньги, которые собрали Юре сл всего селения не были потрачены на покупку собаки, хотя он сказал, что выкупил ее у Прокопия. Юра обманул сородичей и теперь ему предстояло наказание. В тайге один закон — быть честным по отношению к другим, тем более к сородичам. И быть честным по отношению к себе. Когда кто-нибудь нарушал этот закон, то ему следовало наказание, вынесенное советом селения и всегда последнее слово оставалось за старейшиной. Для деда это была нелегкая задача — ведь он знал Юру много лет и понимал, что череда несчастных событий выбила охотника из колеи. И простить его тоже не могли. Законы тайги едины для всех. Какое ему наказание назначить? Есть, конечно, выход, но он может не под силу Юре. Деде вздохнул. Потом посмотрел на Прокопия и сказал, какую меру наказания ты бы хотел для Юры, твое слово тоже будет значимо для совета. Прокопий задумался и сказал, жизнь рассудит, мне нужен Горняк такой, какой он был.

Юра вернулся, когда уже стемнело. К его избе-чуму подбежал подросток и сказал, что его зовут на совет. Юра привязал Горняка и пошел на совет.

Войдя в центральную избу, он заметил среди охотников Прокопия и повесив голову на грудь встал у двери. Он решил, что будет молчать, охотники уже все обсудили и теперь решали, что делать. Дед посмотрел на Юру и сказал, что все понятно, Прокопий прав. Теперь нужно принимать решение, которое было очень трудно выполнимым, с одной стороны, надо наказать Юру, а с другой стороны, надо вернуть Горняка, что было делом невыполнимым, так варево, которое дал Горняку Юра обратной силы не имеет. Горняк теперь был во власти Юры и никто не смог бы его переманить. Все молчали и думали. Прокопий за этм молчанием вдруг ощутил, что потерял Горняка навсегда и в груди у него так защемило, что слезы навернулись на его глаза, он опустил голову.

Молчание длилось полчаса. Дед поднял голову обвел глазами всех присутствующих охотников с кем-то встретившись взглядом. Потом велел Юре выйти.

Как только Юра вышел, все устремили свои взоры к деду. Тот сказала, что слушает предложения. Один охотник сказал, что предлагает Юру выгнать на 1 год из селения. А вместо Горняка дать Прокопию двух лучших собак селения Лану и Могоча. Лана и Могоч ценились в селении и принадлежали Серафиму, одному из лучших учителей собак. Серафим угрюмо посмотрел на говорившего, но ничего не сказал, он знал цену Горняку, даже эти две собаки не заменяли Горняка, но они были ему очень дороги. Остальные молчали, вероятно согласившись с оратором. Дед молчал. Потом сказал, что хорошо такой вариант может устроить Прокопия. Но не совсем, он хочет Горняка. И мы должны ему вернуть Горняка и дать еще подарок за то, что человек из селения поступил так, что нарушил законы тайги. Несколько человек сразу сказали, что такое невозможно. Дед поднял руку, все замолкли. Возможно, сказал дед. И мы можем принять такое решение, чтобы Юра пошел в лес и привел свою собаку суку Бурку. Охотники от неожиданного предложения деда вскинулись ыбло зароптать, но дед опять поднял руку. Такое решение будет действовать две недели, если к этому времени Юра не вернется мы отдадим Прокопию Лану и вернем Горняка. Он обратился к Серафиму с вопросом, когда Лана будет гулять. Серафим сказал, что как раз через две недели она будет готова принять кобеля и удивился, что дед как будто знал про это. И потом заулыбался, он понял, почему дед сказал про Лану. Таким образом можно будет снять Горняка с приворота. Прокопий вместе с загулявшей Ланой подойдет к Горняку и уведет его спокойно, а там уже все будет по-другому. Серафим сказал, что это мудрое решение, но остается вопрос, почему Юре идти за Буркой, когда можно просто отдать лану Прокопию и тогда все будут успокоены. Дед просто сказал, что Юра приведет Бурку и отдаст Серафиму с щенками от волка. Это задача трудная, но Бурка уже должна успокоиться и пойти с Юрой, время уже подошло. Все заулыбались, Прокопий тоже оживился и засиял. Дед кивком попросил привести Юру, все сделали серьезные лица, хотя в уголках глаз сидели смешинки. Их и заметил наблюдательный Юра, когда он вернулся, и он понял, что несчастья его прошли.

Источник: kotva

Поделиться
Прокомментировать
Открыть комментарии?