Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Теория социального научения в бихевиоральной психотерапии

Статьи по психологии Психотерапия Когнитивно-поведенческая психотерапия Теория социального научения в бихевиоральной психотерапии

Какова роль оперантного обусловливания в поведенческой терапии? В качестве примера возьмем гнев. Если каждое состояние гнева приносит индивиду некоторую пользу, то такое его поведение будет иметь положительное подкрепление. Стало быть, он с большей вероятностью начнет проявлять гнев для собственной выгоды. Примером поведения, получающего негативное подкрепление, служит ситуация, когда школьник идет на поводу у своих сверстников. Насмешки, которые подросток вынужден терпеть из-за того, что «отрывается от коллектива», оказывают на него весьма разрушительное действие. Он может сдаться, чтобы прекратить насмешки (устранение неприятного стимула).

Многому человек учится из наблюдений за другими людьми. Моделирование – метод бихевиоральной психотерапии, цель которого состоит в обучении новым разумным формам поведения путем их непосредственной демонстрации.

Одним из прогрессивных видов психотерапии, основанной на принципе подкрепления, считается жетонная система. Это структурированная система, направленная на повышение вероятности желаемого поведения, в основе которой лежит использование так называемых жетонов – символов, отражающих ту или иную форму реально существующего подкрепления.

Использование методики жетонов сопровождается установлением определенных требований и правил. Например, пациентам психиатрической клиники выдаются жетоны в случае соблюдения ими внутреннего распорядка или выполнения индивидуальных задач, касающихся поведения. Раз в неделю эти жетоны можно «овеществить» в виде вкусного вознаграждения или какого-нибудь другого подарка. Иногда жетоны используются для получения «увольнительной», и пациенты временно покидают клинику, отправившись в небольшое путешествие или на экскурсию. Такой вид терапии демонстрирует пример формирования поведения за счет последовательных подкреплений.